Прошлое и будущее нашей великой державы неразрывно связаны идеей духовности всех её граждан. Эта духовность и была "национальной идеей" России.
Это дает повод поднять проблему духовного обнищания нации. Такая проблема представляется весьма актуальной в наши дни.
Многие писатели классической литературы в своих произведениях обращались к спасительной для народа национальной идее духовности. В своих размышлениях над проблемой ее утраты представим читателям в качестве примера глупейшие телевизионные и Интернет-программы, не дающие шанса на духовное возрождение нации.
Казалось бы, позиция по этому вопросу предельно ясна - нынешнее поколение в России весьма низко пало в нравственном плане. Однако с такой позицией нельзя согласиться полностью.
В наше время можно найти не меньше примеров духовности, чем в 19 веке, несмотря на окружающие людей источники "пустой" информации. Да и в прошлом России можно найти не только нравственные, но и безнравственные примеры поведения.
В качестве иллюстрации этих слов можно привести роман Льва Толстого "Война и мир", а точнее - одно явление, описанное в романе. Это явление - "художественно-интеллектуальные" салоны того времени. Люди, проводившие время в салонах Анны Шерер и Элен, может, и развивались в интеллектуальном и художественном планах, но вместе с тем многое теряли в плане нравственном. Ведь посетители те не только говорили, но и думали на французском языке, пренебрегая великой национальной ценностью - русским языком. Подобное поведение нельзя назвать высокодуховным примером.
Однако не только великие классики обращались к проблеме нравственности народа. Более современный писатель, Владимир Солоухин, в своем произведении "Черные доски" показывает положительный пример духовности людей, живших в одно время с ними. В истории о посещении героем мастерской московского художника говорится о лишь чудом сохранившихся за время расцвета большевизма иконах. Причем иконы выступают не как религиозные предметы, а как шедевры искусства и памятники культуры. Сохранившиеся как доски, которыми были забиты двери церквей, или как крышки кадок для капусты, иконы эти дошли-таки до современников автора произведения и были ими же бережно, кропотливо восстановлены, практически "возродились из пепла". Это ли не дань традициям, та самая искомая высокая духовность?
Естественно, резкие потрясения, такие, как Октябрьская революция, или же постепенное наполнение разума наших современников низкопробными шоу, весьма негативно сказываются на многовековой национальной идее России - духовности ее народа. Однако же утверждать, что в нравственном плане наше государство пало ниже некуда, нельзя. И в старинной, и в современной России мы можем найти немало духовного богатства и высоких норм морали ее граждан - важно лишь уметь чтить и сохранять их.